|
Выдержки из королевского указа1 о Стене плача, изданного в 1931 г.В августе 1929 г. произошёл взрыв насилия из-за Стены плача - руин древнего еврейского Храма, самого святого места для иудаизма, - примыкающей к западной стороне Харам аль-Шариф - святынe мусульман, находящейся в Иерусалиме. С согласия Лиги наций, британские власти учредили международную комиссию "дабы определить права и претензии мусульман и евреев в отношении Западной стены или Стены плача". Комиссия, в которую вошли эксперты из Нидерландов, Швеции и Швейцарии, провела в Иерусалиме один месяц в 1930 г., заслушав многочисленные свидетельства обеих сторон. Комиссия также пыталась содействовать принятию соглашения об урегулировании разногласий сторон. Потерпев неудачу, комиссия вынесла следующий вердикт: СОВЕТ В БУКИНГЕМСКОМ ДВОРЦЕ, ... ЧАСТЬ I.
А. Западная стена, как и право владения ей, принадлежит мусульманам, принимая во внимание то, что она является неделимой частью района Харам аль-Шариф, являющегося собственностью Вакфа. Мусульманам также принадлежит мощёная площадь перед Стеной, а также квартал Мограби (Марроканский квартал), находящийся перед Стеной, поскольку указанная собственность была передана Вакфу по мусульманскому закону шариата в благотворительных целях. ... B. Евреи должны иметь свободный доступ к Западной стене для отправления религиозных обрядов в любое время - за исключением чётких условий, изложенных ниже, а именно: (1) Временные положения, установленные Палестинской администрацией в конце сентября 1929 г. в отношении "обрядов поклонения" (См. часть 2, пункты a, b, c), должны стать постоянными при одном изменении: должно быть позволено ставить рядом со Стеной Шкаф или Ковчег, в котором находится Свиток или Свитки Завета, а также стол, на котором устанавливают Ковчег, и стол, на котором разворачивают Свиток во время чтения, но только в случаях, изложенных ниже, а именно: (a) Во время специальных постов и собраний для публичных молитв, о которых распорядились верховные раввины Иерусалима, вследствие общественного горя или бедствия, при условии, что они известят об этом администрацию; (b) В Рош ха-Шана и Йом Киппур, а также в любые "священные дни", признанные правительством как дни, в которые принято приносить к Стене Ковчег, содержащий Свитки Завета. За исключением предусмотренного в статьях этого Вердикта, не должно быть позволено отправление никаких религиозных обрядов вблизи Стены. (2) Евреям не должны быть причинены препятствия в личной сфере касательно книг или иных предметов, приносимых ими к Стене и традиционно используемых ими для отправления религиозных обрядов, как повседневных так и в особых случаях, или к их одежде, как, например, к покрывалам, издревле используемым ими во время обрядов. (3) Временно введённые в действие запреты на принесение к Стене скамей, ковров или циновок, стульев, занавесей или ширм и т.п., а также проведение животных в определённые часы вдоль мощёной площади должны стать абсолютными, как и предписание о том, что дверь в южном конце Стены должна быть заперта в определённые часы. Право мусульман проходить обычным путём вдоль мощёной площади должно соблюдаться и оставаться нерушимым как это и было до сих пор. (4) Должно быть запрещено приносить к Стене любой тент или занавес или любой другой похожий предмет с целью его установки там - даже на ограниченное время. (5) Евреям не должно быть позволено трубить в бараний рог (шофар) рядом со Стеной, а также причинять мусульманам любые другие неудобства, которых можно избежать; с другой стороны, мусульманам не должно быть позволено проводить церемонию Зикр рядом с мощёной площадью во время еврейских религиозных обрядов или мешать евреям любым другим образом. ЧАСТЬ II. 2. -- (a) Каждый день евреи могут приносить к мощёной площади перед Стеной стойку для ритуальных светильников и могут ставить на эту стойку цинковый шкафчик со стеклянными дверцами, в котором зажигаются эти светильники. Они также могут приносить переносной рукомойник и бак с водой на подставке. Ни один из этих предметов нельзя прислонять к Стене или к любой другой стене находящихся рядом зданий, принадлежащих Вакфу. (b) От заката в пятницу вечером до заката в субботу и от заката накануне любого священного для евреев дня, признанного правительством, до заката этого священного дня евреи могут устанавливать в северном конце Стены стойку с молитвенниками, в у южного конца стены - стол, на котором стоит Шкаф или Ковчег, в котором находится Свитки Завета, а также стол, на котором разворачивают Свиток во время чтения. Эти столы, Шкаф или Ковчег и стойка должны быть убраны в конце Шаббата или священного дня сообразно случаю. (с) В течение двух священных дней Рош ха-Шана и в Йом Киппур каждый еврей, пришедший на богослужение может принести с собой молитвенный коврик, который он может положить на мощёную площадь перед Стеной, но лишь таким образом, чтобы не нарушать право прохода перед мощёной площадью. 3. На мощёную площадь перед Стеной плача нельзя приносить или ставить скамьи, кресла или стулья. У Стены или на мощёной площади нельзя ставить ширмы или занавеси для отделения мужчин от женщин или с какой-либо другой целью. 4. Между 8 часами утра и часом дня в Шаббат и в священные для евреев дни, признанные правительством, между пятью и восемью часами пополудни в канун этих дней и в канун Йом Киппур, за исключением времени от рассвета до 7 часов утра, нельзя проводить животных мимо мощёной площади перед Стеной. 1 В оригинале - Order in Council - закон, издаваемый от имени английского короля и тайного совета и прошедший через парламент без обсуждения (прим. пер.). |